|
|
Водные пороги и препятствия
Это и нагромождения камней и скальных обломков в русле, неоднородности водного потока, извилистость реки и их разнообразные комбинации. Причем, сложность препятствий еще и повышается в зависимости от их размеров, расхода воды, скорости течения, а нередко и погодных условий. Общее одно: наличие достаточного уклона русла (не менее 3 м падения уровня воды на 1 км пути). Сегодня мы рассмотрим наиболее характерные примеры: сливы, валы и бочки, и как совокупность их в целом на определенном участке – пороги.
О классификации препятствий Как в международной, так и в отечественной классификации существует шесть категорий – от простейшей первой до максимально сложной и опасной шестой. Но если международная школа в основном ориентирована на технические трудности определенных участков, то наша, помимо всего прочего, учитывает еще и автономность путешествия и протяженность маршрута в целом. При оценке сложности препятствия обе системы принимают во внимание уклон русла и расход воды, концентрацию труднопроходимых элементов, их протяженность, возможность или невозможность обхода порога по более спокойной воде, а также уровень риска для жизни спортсмена. Интересный факт: для некоторых типов спортивных судов сложность препятствий может оцениваться индивидуально.
Слив Слив (водослив, водоскат, водопад) образуется потоком воды, стекающей с одиночного обливного камня, гряды камней или ступеньки в русле. Трудными для прохождения являются крутые высокие сливы (более 45°), сравнимые по высоте с длиной судна. Самые красивые, но в тоже время и опасные - водопадные сливы, когда масса воды отвесно падает со значительной высоты (иногда с десятков метров). Сами по себе встречаются редко, практически всегда в сочетании с другими препятствиями – валами и бочками.
Валы Валы – это стоячие волны, неподвижные относительно берегов. Они образуются при токе воды в пологих сливах, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Стоит избегать встречи с мощными крутыми валами с пенным гребнем на вершине – высота таких волн в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.
Бочки Бочки - пенные ямы, котлы - образуются в месте падения воды с крутых сливов. Их главная опасность в сильной вертикальной циркуляции, порождающей встречный ток воды по поверхности бочки. При прохождении такого участка лодка погружается в пенный котел, противоток тормозит движение судна, а поток воды, падающий со слива, с большой долей вероятности может его перевернуть.
Порог Порог – это сочетание различных препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней). Пороги формируют участок реки повышенной сложности, иногда превращаясь в каскады – последовательное сочетание нескольких порогов. Наиболее трудная для сплава и рискованная для участников разновидность – каскады в каньонах, где поток заключен в отвесные скальные стены, что создает массу специфических препятствий повышенной сложности и затрудняет обеспечение и страховку прохождения.
Опытные водники при выборе маршрута рекомендуют придерживаться следующих правил: спортивный сплав следует проводить по рекам с расходом от 5 кубометров воды в секунду и при уклонах русла до 100 м на 1 км. Не стоит рисковать на водопадных сливах высотой 30 м и выше, а также по мере возможности старайтесь избегать валов и бочек, по геометрическим размерам превосходящие судно более чем вдвое.
Добавить в блог:
|