Костромская область - эталон национального ландшафта России. Областной центр - древний город Кострома, в 2007 году отмечающий свое 855-летие, - входит во всемирно известный туристский маршрут "Золотое кольцо России". В Ипатьевском монастыре Костромы в XVII веке произошли события, имевшие общероссийское значение. Здесь в марте 1613 года принял Московское посольство и был призван на царство юный царь Михаил Романов. С тех пор в истории Российского государства Кострома занимает особое место как колыбель Дома Романовых.
Главная достопримечательность Ипатьевского монастыря – Троицкий собор (середина XVII в.) с уникальной фресковой росписью, выполненной в конце XVII в. лучшими костромскими изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным.
Наряду с уникальным архитектурным ансамблем Костромского объединенного историко-архитектурного музея-заповедника "Ипатьевский монастырь", памятниками эпохи рассвета Костромы XVI-XVII веков стали Богоявленский монастырь и храм Воскресения на Дебре.
Одними из лучших образцов русского провинциального классицизма конца XVIII-начала XIX веков считается административно-торговый архитектурный комплекс центра города. В старой части Костромы сохранилась исторически сложившаяся планировочная структура – лучевая сетка улиц, соответствующая генеральному плану города, утвержденному императрицей Екатериной II в 1781 году с раскрытием центра города к реке Волге.
С городом связаны имена многих известных деятелей науки, культуры и искусства. Кострома - родина основателя первого в России театра Федора Волкова. В Костроме родились поэт А. Плещеев и писатель П. Катенин, драматург В. Розов, жили и творили писатель А. Писемский, В. Розанов, В. Иванов, Е. Осетров, литературный критик И. Дедков, художники Н. Шлеин, Н. Шувалов, А. Белых и другие. Не только стране, но и миру известны имена таких костромичей, как крупный финансист, ученый, писатель, меценат Ф. Чижов, путешественник Г. Невельской.
В Костромской области насчитывается более 2,5 тысяч памятников археологии, архитектуры, истории и искусства. Из них свыше 300 имеют федеральное значение. Прекрасен и неповторим облик старинных городов Костромского края - Галича, Макарьева, Кологрива, Нерехты. Славится Нерехта христианскими храмами: Троице-Сыпанов, Пахомиево-Нерехтский женский монастырь, Успенская Тетеренская пустыня.
Нерехта – лишь одно из многих мест Костромского края, украшенное Православными церквями. Однако не только этим славен наш регион. Его историю дополняют известные всей России фамилии поэта Н.А. Некрасова, художников Кустодива и братьев Чернецовых, и, конечно же, великого русского драматурга А.Н. Островского.
Музей-усадьба А.Н. Островского "Щелыково" привлекает из года в год всё больше и больше гостей Костромского края. В 1847 году отец писателя купил эту усадьбу, и впоследствии 20 летних сезонов Островский проводит в любимом имении. Более чем в 20 произведениях драматурга просматриваются «щелыковские» мотивы. "Ярилина долина" и "Голубой ключик", где растаяло сердце знакомой с детства Снегурочки, персонажи пьес "Лес", "Волки и овцы" – всё напоминает о Щелыкове. Отдыхающие посещают мемориальную усадьбу, гуляют по парку с его горбатыми мостиками, знакомятся с экспозицией литературно-театрального музея.
Древний город Судиславль по сей день известен выделкой мехов. В начале X века при разделе земель киевским князем Владимиром земли эти достались младшему из сыновей – Судиславу. Князь Судислав пострадал в междоусобной войне с братьями. Жизнь свою закончил в монастыре. С тех пор сохранился в городе высокий холм, на котором располагался город-крепость. Сегодня украшает его пышный Спасо-Преображенский собор, поставленный в 1758 году на берегу реки Кобры. От главного храма ведут узкие улочки, застроенные в XVIII–XIX веках. Главная ценность экскурсии по Судиславлю – действующая сейчас меховая фабрика.
Знаменитый Красносельский музей ювелирного и народно-прикладного искусства находится в посёлке Красное-на-Волге. Название это прекрасно сочетается с тем красивым ремеслом, которым занимаются местные жители с XVI века. Ювелирные изделия из металлов. Скрученная тонкая проволочка в руках мастера превращалась в чудесное кружево – скань.