На любой остановке есть зона для отдыха, смотровые площадки и башни для наблюдения за птицами, а также домики для отдыха велосипедистов и кафе. Некоторые места отдыха напоминают целые архитектурные памятники, хорошо вписываясь в ландшафт (прямые, резкие линии, дерево и бетон).
Лофотенские острова также носят название "Lofotveggen" или "Лофотенская стена". Архипелаг выглядит как закрытая стена, длиной около 100 километров и 800-1000 метров высотой.
Мне кажется, что благодаря добыче рыбы для всей Норвегии и экспорту, которым занимались еще викинги с 15 века, страна сейчас самая богатая в мире (считая на человека). Традиционно вяленая лофотенская треска поставляется в Испанию, Португалию и в Италию, где ее можно в изобилии встретить в меню ресторанов. Может это потому что рыболовство требует большого терпения, труда и бережного отношения к природным богатствам? К слову о бережном отношении к природе: рыбу сейчас выращивают вот так, в вольерах. Хотя вокруг - открытое море с "неисчерпаемыми богатствами"…
В целом передвигаться по Лофотенским островам на велосипеде достаточно легко, однако в разгар сезона дороги были заполнены машинами, автофургонами и трейлерами. Все очень порядочные, но дороги - узкие и иногда за нами скапливалась пробка. Очень хороши белоснежные пляжи Лофотен. Ступаешь на песок - и кажется, будто под ногами - снег… Душа отдыхает, когда видишь лазурное море, пики гор, чувствуешь мягкий песок.
На Лофотенах вы найдете множество уютных коттеджей "рорбу". Изначально эти коттеджи служили просто для ночлега рыбаков. В рыбацких деревнях можно увидеть большие здания у пристани ("sjohus"), в которых когда-то рыбаки хранили свой улов. Можно поселиться в кемпинге, отеле или молодежном хостеле. Цены довольно умеренные (по норвежским меркам, разумеется). Так, снять рорбу будет стоить порядка 100 евро в сутки.
В течение велосипедного маршрута постоянно приходится набирать высоту. И в скучный серый день (а их была большая часть) это иногда заставляет погрузиться в свои мысли, как-то забыть об окружающих горах, фьордах и долинах… А в этом месте были замечательные черничные поля. И ещё интересно: везде в лесистых участках есть ограды и препятствия на дороге для овечек. Препятствия - трубы, проложенные так, что овечки будут проваливаться копытами сквозь них, что должно у них отбить охоту продолжать прогулку. А заборы, кажется, под напряжением (пробовать не хотелось).
Иногда погода совсем портится - и чувствуешь, что за тобой из темноты следит тролль… На этом чудеса Лофотен не заканчиваются: по пути встречаются очень живописные озёра и реки. Как-то я увидел табличку на турстоянке с надписью "Во всех водоемах Норвегии можно пить воду".
Отельная тема для рассказа - это отлив на фьорде. Конечно, он весьма портит "фотогеничность" места: бурые водоросли, остатки частей кораблей, серый песок вместо глади воды. Но, как оказалось, через фьорд во время отлива можно проехать на велосипеде! Так и я - взял у Дениса велосипед с широкими покрышками - и поехал колесить по фьорду на закате (это часа 2 ночи, почти полярный день). Так и закончился наш первый день на Лофотенах.
И опять непогодилось. Вот бывает: нависают серые тучи над островами - и не хотят уходить. Тут спасло, что меня немного подождали товарищи, и удалось просвет поймать. Видимо, это каркас старого корабля, заброшенного штормом на берег. Лофотенские острова - одно из тех мест в Норвегии, где жизнь переплетена с природой, с морем. По мнению журнала National Geographic, Лофотенские острова занимают третье место по привлекательности среди всех островов земного шара.