Продолжение истории о путешествии на Байкал на коньках. Начало истории тут...
Сегодня в программе - переход до мыса Елгай острова Ольхон (от бурятского елгай - "овражий", елга - "овраг"). Идём от Ольтрека через Замогой. Погода опять хорошая, честно говоря, это начинает раздражать: светит яркое солнце, слепит в глаза ото льда. Да и фотографии хорошие можно сделать только в погоду с тучками. Останавливаемся пообедать у острова Замогой, который поражает своими неприступными скальными стенками. Сидим мы спокойно, готовимся к принятию пищи. И тут - нарастающее уханье и треск с другой стороны Озера. Звук молнией доходит до нас, лёд трясётся, трещит натужно. Мы вскакиваем с мест как потревоженные суслики, озираемся. Фух, вроде пронесло, звук ушёл дальше. Балует Байкал, силу свою показывает. Суслики - в норку пообедать. Встаём - едем дальше. Вскоре путь преграждает свежая широкая трещина: видимо, после землетрясения открылась. Трещину не переходим: держим путь в Елгайский залив. Дошли довольно быстро до берега Ольхона.
У местных бурят есть предание, что на Ольхоне паслись стада Чингисхана и что на одной из гор стоит оставленный им котел. А некоторые говорят, что тут похоронен сам Чингисхан (хотя про какие места только так не говорят…).
Забрались на холм, уселись и тут нас охватило такое сильное чувство умиротворения и покоя. Наверное, потому что мы первый раз на ольхонской земле. Добрались наконец до своей цели. Кругом - степь, облака разлетаются, Байкал гудит перед нами, как будто с замершей внезапно волной налетая на Ольхон. Так хорошо, что уходить никуда и не хочется. Сиди и наблюдай за Озером.
Но нет, цель сегодня - Хужир. Ещё много красивых мест впереди, надо двигаться. Едем уже вдоль берега Ольхона. Тут Лёша очень удачно подсказывает нам телефон Тани, хозяйки гостиницы в Хужире. Значит, будет где ночевать! Идём теперь вдоль ледовой трассы МРС-Хужир. Идти как-то невесело: цивилизация, машины пролетают, сигналят, руками машут. Лёд в бензине, укатанный и избитый. Скорее бы добраться и пойти опять в более дикие места, где нет машин и людей. Почти на подходе к Хужиру мимо нас пролетают машины экспедиции: квадроциклы, джипы. Ребята явно с интересом на нас глазеют, руками машут, приветствуют. Не будем тормозить: поговорили немного - и поехали дальше! Мужики из экспедиции добрые, весёлые, но пути у нас разные. Скоро нас догоняет ещё одна машина - оттуда вываливается мужичок, ложится плашмя на лёд и начинает нас "отстреливать", крича при этом: "проежжайте мимо!" Да, приплыли…
Ну ничего, уехали все на свои турбазы, оставили нас в покое. А мы спокойно добрались до бухты, удивились сосулькам на больших заброшенных кораблях. Созвонились с Таней, дошли до гостиницы. Очень всё скромно, но уютно, недорого и чисто. Таня - добрый, душевный человек. Всё показала нам, помогла чем нужно. И насчёт машины обратной с ней договорились. И ещё одна интересная встреча вечером: встретились с мужичками-рыбаками, которые покупают рыбу у местных и отвозят её в Иркутск. Много мы у них узнали и о рыбалке, и о местах Ольхонских.
Всё бегом, быстро до Шаманки! Нужно не пропустить закат. Прибегаю туда на самую посадку солнышка за горизонт. Место впечатляет: красивая бухта, необычная скала - мыс Бурхан. Великое Место паломничества туристов и фотографов со всего мира. Слева - каменный утёс мыса Богатырь.
Солнышко медленно садится за горы, а по льду внизу бегают-суетятся фотографы. Золото разливается по льду Байкала. Медленно появляются новые краски: фиолетовый, синий оттенок ночи.
Историческое название мыса - Бурхан - видимо, пошло из традиций местных жителей совершать в пещере скалы жертвоприношения бурятским духам. Ещё неподалеку было захоронение шаманов. Сама пещера находится с запада Шаманки, высотой метра 3, а узкий ход проходит через всю скалу насквозь на восток. Теперь же мыс чаще называют Бурхан. Словом "Бурхан" буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала. "Бур" - то же, что и имя Будды. В старину в Шаманской пещере находилась буддийская молельня, в которой были расставлены разнообразные фигурки буддийских божеств, иконы, курительные свечи и различные жертвенные принадлежности.
В.А. Обручев, российский учёный, исследовавший Байкал, писал о Шаманке: "…но всего замечательнее суеверный страх, который ольхонские буряты питают к пещере. Мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, т.е. целой половине острова, запрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени; по этой причине мой проводник - бурят из Долон-аргуна довел меня до Хужира и вернулся назад, я же проезжал с другим крещеным бурятом мимо пещеры до улуса Харанцы и здесь взял другого проводника; на обратном пути было то же самое".